Разместите здесь текст об условиях обучения, которые предоставляются детям с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендованная длина текста примерно 180 слов.
Информация по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам
в МБОУ «СОШ а. Старо-Кувинск им. академика Н.Б. Экба»
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами (далее - дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", федеральных законах от 22 августа
1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном, образовании", от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации", от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В целях реализации положений указанных законодательных актов в школе приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ОВЗ, отнесенных к их компетенции. Разработаны документы концептуального характера, посвященные вопросам развития образования
детей с ОВЗ.
Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми этой категории, реализуются в рамках региональных целевых программ развития образования или специально принятых для решения данных вопросов самостоятельных целевых программ.
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ОВЗ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. Своевременное
оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
В рамках данного направления создаются вариативные условия для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории нашего населенного пункта (по месту жительства ребенка и его родителей).
В нашей школе практикуется процесс интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися
сверстниками (интегрированное обучение детей с ОВЗ в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития). Такое обучение одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Мы создаем адаптивную среду, позволяющую обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
В рамках проведения капитального ремонта в школе создаются к 2023-2024 учебном году надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения, а также организации их пребывания и обучения в этом учреждении (пандусы, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.
Вопросы, связанные с переводом обучающихся в образовательных учреждениях общего типа детей с ОВЗ в следующий класс, оставлением их на повторное обучение, решаются в порядке, установленном статьей 17 Закона Российской Федерации "Об образовании". Вопросы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и выдачи им документов об образовании регламентируются статьями 15 и 27 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ОВЗ варьируют в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ОВЗ, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3-4 человек.
При организации получения образования детьми этой категории в обычном классе используются возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, гарантированные статьей 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость
образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ.
Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, проводятся индивидуальные занятия.
Также обеспечивается участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно- оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ на протяжении всего периода его обучения в школе.
Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива школы, обеспечивающего интегрированное образование. Поэтому все педагогические работники нашей школы проходят на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации, знают основы коррекционной педагогики и специальной психологии, имеют четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В штате школы имеются: педагог-психолог, социальный педагог, педагог- организатор и медицинский работник.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Вопросы деятельности школы, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, регламентированы уставом и локальными актами.
Развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации этой деятельности.
Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, создаются необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.
В условиях COVID-19 в качестве эффективного средства организации образования детей с ОВЗ, использовалась дистанционная форма их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ОВЗ, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играет психолого-медико-педагогическая комиссия, законодательную основу деятельности которой составляют статья 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статья 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".